joomla

Обратная связь


Есть вопросы? Пишите!






Текст собщения


Неаполь

«Это другой климат, другое небо, почти другой мир. Сегодня, подходя к порту, когда местность расширилась и открылся горизонт, я увидел вдруг только белизну и блеск. Вдали, за туманом, покрывавшим морем, громоздились и тянулись горы, сияюшие и шелковистые, как облака. Море двигалось большими белеющими волнами, и солнце, изливая на него свой огненный поток, как бы вело след расплавленного металла вплоть до самого берега.»

Ипполит Тэн  «Путешествие по Италии»


Слава города давно перешагнула границы Апеннинского  полуострова. Немалую роль в утверждении этой популярности сыграло удивительно живописное его местоположение. Панорама Неаполя напоминает подкову гиганского амфитеатра, где ареной служит гладь Неаполитанского залива, а основанием – холмы, на которых он раскинулся. Рядом, подобно бессменному стражу, поднимается Везувий – «краса и ужас города», как говорят о нем неаполитанцы. Неповторимая прелесть пейзажа, обилие исторических и художественных памятников, исключительная музыкальная культура жителей во многом определили славу Неаполя. Говорят, что искусство пения пришло к ним от прекрасных сирен, которые, как писал Гомер, своими сладкими голосами завораживали мореплавателей, неся им гибель. Древнейшая история города связана с именем одной из них.  Партенопея – юная сирена, умершая, как повествуется в мифе, в молодые годы и похороненная на берегу, в тени платанов. Вокруг гробницы стал расти город, получивший её имя. Таков поэтический миф, а исторические данные сообщают, что Партенопею  основали греки; они прибыли из Кум, старейшей греческой колонии в Италии, сыгравшей исключительную большую роль в истории этого края. Плодородные земли и мягкий климат Апеннин, близость моря привлекали эллинов. Их соперниками в борьбе за эти земли стали этруски, которых греки нарекли тирренами. А море, где долгое время господствовали этруски – Тирренским. Самые удобные бухты этого моря находятся в Неаполитанском заливе. В  древности его называли кратером – из-за его формы, которая напоминала чашу.  В 474 г. произошло событие, которое повлияло на историю города. Недалеко от города Кум греками был разбит соединенный флот этрусков и карфагенян. Вскоре после этой битвы, согласно одной из версий, выходцы из Кум основали новую колонию, назвав её «Неа Полис», что в переводе с греческого означает «Новый город».  Однако в ранней истории города остается много неясных страниц.  Бесспорно то, что ко второй половине V в. до н.э. Неаполь превратился в большой  цветущий портовый центр Средиземноморья. Многие черты греческого города, наряду со своим названием, сохранил Неаполь и при римлянах. К середине III в. до н.э. римляне, подчинив своей власти этрусков, стали полными хозяевами всей Италии, а позднее и всего Средиземноморья.

После падения Римской импе­рии Неаполь сменил множество правителей: с V в. городом пра­вили готы, византийцы, лангобар­ды, норманны, свевы, анжуйцы, арагонцы, испанцы, австрийцы. Были в истории Неаполя и корот­кие периоды независимости: пос­ледний раз город обрел ее нака­нуне наполеоновских войн, когда была установлена эфемерная Партенопейская республика. За­тем наступил черед Неаполитан­ского королевства, которым уп­равлял брат Наполеона Жозеф Бонапарт, затем - маршал Мюрат.

После реставрации Бурбонов - это столица Королевства  Обеих Сицилии. Город дважды восставал против правителей. От­ряды Гарибальди здесь встрети­ли с триумфом  и Неаполь вскоре вошел в состав  Объединенной Италии. Во время Второй мировой войны жители Неаполя в сен­тябре 1943 г. сумели самостоя­тельно изгнать нацистов в течение героических «Че­тырех Дней».

Современный Неаполь – это неповторимое очарование площадей и улиц, уникальные по красоте храмы и богатейшие коллекции музеев.

Набережная Санта Лючия, где останавливались русские художники, писатели и путешественники  конца XIX - начала XX века. Санта Лючия, которую мы знаем с детства по картинам Сильвестра Щедрина, Ореста Кипренского, Ивана Айвазовского. Встреча с этим уголком города, воспетым в знаменитых неаполитанских серенадах, оставляет незабываемое впечатление. Кажется, что именно здесь, спустившись к воде, особенно сильно чувствуешь сказочную красоту залива, погруженного ночью в задумчивую лунную лазурь, окутанного по утрам нежной розовой дымкой, ослепительно синего, радостного под лучами южного солнца – днем.

Замок Кастель делль’ Ово,  историю которого народная фантазия связала с именем Вергилия. Память о прославленном поэте продолжает жить среди неаполитанцев, которые считали его магом и волшебником. Из поколения в поколение передавался фантастический рассказ о том, что здесь Вергилий спрятал чудесное яйцо.  Оствляя его, поэт будто бы сказал, что пока сохраняется необыкновенное яйцо, до тех пор будет существовать Неаполь.

Пьяцца дель Плебишито принадлежит к самым большим  и впечатляющим площадям города. На ней красуется Палаццо Реале, который стали строить в начале 1600-х годов по проекту известного архитектора Доменико Фонтана. В настоящее время Палаццо Реале, бывшее долгое время королевской резиденцией, превращено в музей. Далеко за пределами Неаполя известна знаменитая библиотека Палаццо Реале, разместившаяся в бывших жилых покоях дворца. В ней хранятся такие редкости, как античные папирусы, найденные в 1752 г. в Геркулануме. Площадь обрамляет грандиозное неоклассическое здание церкви Св. Франциска Паоланского, построеннное по приказу Фердинанда I в благодарность за возвращенный трон. Здание было построено по плану архитектора Пьетро Бьянки.

В наши дни здание театра Сан – Карло, зажатое огромным помещением пассажа, кажется довольно скромным, а когда-то он был самым большим оперным театром Европы. В марте 1737 г. заложили фундамент, а  4 ноября того же года состоялось торжественное открытие театра, названного в честь святого, покровителя неаполитанского короля – Сан – Карло. Размерами и роскошью отделки он превзошел все прочие театры и был до конца XIX века самым большим театром в мире. Сооружали этот театр архитекторы Антонио Медрано и Анджело Карасале – они построили роскошный, помпезный и грандиозный театр, который гармонировал с блеском и пышностью королевского двора.

Галерея Умберто I - одно из самых грандиозных зданий Неаполя, построенное в конце XIX века. Храмом Меркурия, бога торговли, называют часто этот пассаж, который действительно имеет нечто общее  с  неаполитанскими соборами  XVI-XVII вв. Мраморные полы, четкий ритм арок, обилие позолоты рождают ощущение парадности и роднят его со старинным соборами. Тем не менее Галерея Умберто I принадлежит к числу современных зданий, так как при её постройке были использованы металлические формы и стекло.

Кастель Нуово , построенный чтобы охранять город со стороны моря, подобно скалистому  острову поднимается среди потока мчащихся мимо него машин, напоминая о далекой истории города. Современный вид замка довольно близок к тому облику, который он приобрел в XV-XVI вв. при коренной  перестройке, а заложили его в 1279 году по приказу Карла I Анжуйского. Новая часть города, сложившаяся вокруг замка, стала политическим и деловым центром Неаполя.

Холм Позиллипо, куда поднимаются, чтобы полюбоваться на панораму залива и Неаполя. Красоту этого места оценили, как известно, ещё древние римляне, возводившие на холме свои виллы.  Именно отсюда открывается захватывающая дух панорама:  прекрасный остров Капри, Соррентийский полуостров, вулкан Везувий и сердце Неаполя.

Чтобы видеть толпу, действительно переполненную безотчетной, нерассуждающей и суеверной радостью существования,  надо пройтись по главной улице Неаполя, знаменитой виа Толедо.  Её тесные тротуары с утра и до позднего вечера полны народа, умеющего быть счастливым от простого сознания своего бытия. Все эти люди никуда не спешат, но вместе с тем они и не убивают времени до отчаянного равнодушия. Неаполитанец живет только тогда, когда испытывает удовольствие. Он умеет наслаждаться своей ленивой и легкой походкой, своим ярким галстуком, сиящим небом над головой, ощущением на лице морского ветра, шумом колес, пестрыми нарядами встречных женщин и запахом съестного, вырывающимся из широко открытых дверей ресторана. На Толедо собрано все, что он любит в мире. И никакое другое человеческое существо не любит  мир такой крепкой, упорной, животной любовью...

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: