joomla

Обратная связь


Есть вопросы? Пишите!






Текст собщения


Пестум

ПАМЯТНИК ВСЕМИРОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО

…О розы Пестума, классические розы!..

А. Майков «Розы»

Продвигаясь все южнее и южнее по региону Кампания, в 35 км. от город Салерно, Вам откроется город  Пестум. К большому сожалению, немного российских туристов отклоняется от традиционных маршрутов, чтобы уделить ему внимание.

Пестум или Посейдония (в честь бога морей – Посейдона), как назвали город его основатели греки – один из важнейших и великолепно сохранившийся памятник древней архитектуры, дошедший до наших дней.  Пестум  включен в список Всемирного наследия Юнеско и это  единственный в мире древний город, где сохранились все три вида искусства: архитектура, скульптура и живопись.

Город, в VII веке до н.э., основали  сибариты, переселившиеся на берега Тирренского моря. Имя сибаритов, обожавших негу и роскошь, стало нарицательным.

Для постройки нового города они выбрали именно Салернский залив, благодатный край, где два раза в год цветут розы и миндаль распускается уже в феврале. Но греки  не были первопроходцами. Эту щедрую и благодатную землю люди заселили намного раньше.  Изделия и орудия  труда, обнаруженные археологами, говорят о том, что  здесь жили в  древнекаменный, меднокаменный и бронзовый века.

В 410 году до н.э. Посейдония была захвачена местным племенем луканов и переименована в Пайстос, или Пайстом; в 273 году до н.э. римляне прогнали луканов и водворились в городе. Название Пайстом преобразовалось в классической латыни в I в. до н.э. Паестум, которое в позднеантичное время стало звучать как Пестум. В последней четверти I в. до н.э. Пестум вступил в долгий и безысходный период упадка. Наиболее существенной его причиной явилось открытие  движения по Аппиевой дороге от Рима до Брундизия (современный Бриндизи). Ранее торговля с Востоком шла через Тирренское море. С появлением новой дороги торговый путь пошел через Адриатику. Экономический спад медленно подтачивал силы города, из которого население стало постепенно переселяться в другие места. Пестум становился слабым и малолюдным, а его главный враг – малярия, набирал силу.

На рубеже VIII-IX вв. оставшееся скудное население Пестума, состоявшее из пастухов и земледельцев, стало страдать от новой беды – разбойничьих набегов сарацин; часть жителей пала жертвой их жестокости, а уцелевшие перебрались в горы.

Замерла жизнь на месте древнего богатого города, славившегося розами, цветущими два раза в год, и лишь его строгие храмы торжественно возвышались на опустевшей земле, которая заросла сорными травами: пастухи, гнавшие неторопливые стада, равнодушно взирали на памятники былого величия. Лишь в XVIIIв. возродился серьезный интерес к истории и искусству древнего Пестума, часть которого не раскопана до сих пор.

Славу города составляют его древнегреческие храмы, которые принадлежат к выдающимся памятникам мировой архитектуры.

В пределах хорошо сохранившихся античных городских стен, протяженность которых составляет около 5 километров, а ширина достигает 6 метров, возвышаются 3 храма VI-V вв. до н.э. Это единственные в мире греческие храмы, дошедшие до наших времен в практически идеальном состоянии.

Неизвестно, каким богам они были посвящены. В новое время им дали условные названия: Базилика или 1-ий храм Геры  (Гера – супруга грозного Зевса), храм Посейдона (или 2-ой храм Геры), храм Деметры (или Афины, как показали более поздние исследования).  Храмы были построены в разное время и с использованием различных элементов архитектуры.

Первый храм, расположенный недалеко от южных ворот города, построен в середине VI в. до н.э. Его называют Базилика или 1-ый храм Геры. Длина Базилики 54 м. 30 см, а ширина 24 м. 50 см. Храм сооружен из крупнозернистого известняка и представляет собой великолепный образец архитектуры дорического ордена с элементами ордена ионического. Колонны этого храма представляют собой нечто  уникальное в истории древнегреческого искусства. И центральная часть имеет заметную припухлость (энтазис), а круглые капители (эхины) как будто сплющились под тяжестью крыши и от встречного идущего снизу напряжения стволов колонн; создается впечатление, что весь храм наполнен скрытой энергией.

 

В середине V в. до н.э. жители Посейдонии  построили параллельно с этим храмом ещё один.

 

Новый храм, построенный выдающимся архитектором Либоном, по свои размерам превышал более древний.  Его длина 60 м., а ширина 24 м. 50 см.  Здание построено из золотистого ракушечника, а в древности было покрыто тонким слоем белой штукатурки, а отдельные его детали – раскрашены. Храм, прекрасно сохранившийся, представляет собой замечательный образец  дорического ордера.  В новое время за ним укрепилось название  храма Посейдона (или 2-го  храма Геры), но вполне возможно, что в действительности он был посвящен Зевсу, ибо современные историки архитектуры считают, что он создан в подражание знаменитому храму Зевса в Олимпии, а древние авторы упоминают о том, что в 468 г. до н.э. один из граждан Посейдонии стал победителем на Олимпийских играх. Такая победа очень высоко ценилась в античном мире, ибо она приносила великую честь городу, а победитель, увенчанный славой, мог почитать на лаврах, и не обязан был совершенствовать свое спортивное мастерство – город брал его на полное содержание, то есть пожизненно предоставлял ему бесплатное питание.

 

Рядом с храмами находятся широкие каменные алтари, на которых приносили в жертву животных и сжигали их жир и кости. Мясо язычники съедали сами, вкусно  приготовив его – толк в еде они знали.

Третьему из храмов, построенному на рубеже VI-V вв. до н.э.,  сначала было дано название Храм Деметры. Но дальнейшие раскопки показали, что храм был возведен в честь  Афины  - боги мудрости, искусства, ремесел и победоносных войн. Здание сравнительно невелико, имеет длину в 32 м. и ширину в 14м.

В 1968 году, в 500 м. от города археологами была обнаружена погребальная камера.  Глазам ученых открылись  великолепно сохранившиеся фрески. Удивительная находка получила название – гробницы Ныряльщика.  На светлом фоне надгробной плиты изображен прыжок в воду стройного мужчины – его смуглая фигура, тонкая и сильная, красиво прогнулась в стремительном полете. Его голова слегка поднята вверх, и он смело смотрит вперед, переходя из мира реального в мир иной.

 

Гробница Ныряльщика представляет исключительный интерес, так как датируется временем около 475 г. до н.э., то есть эпохой расцвета греческой живописи, образцы которой ранее не были известны.

Рядом с храмами расположен Национальный археологический  музей, открытый в 1952 году. Первоначально там разместили  экспонаты, обнаруженные при раскопках  святилища Геры Аргивской, на берегу реки Селе.   Об этом святилище упоминал древнегреческий писатель и  философ  Страбон.  По его мнению, святилище было построено самим  Ясоном, предводителем аргонавтов.  Гера – покровительница мореплавателей и богиня плодородия.   В 1970 году музей был расширен за счет фресок, обнаруженных 2 годами ранее в погребальных камерах.   В 1999 году  была добавлена новая экспозиция – римский период жизни города, после 273 г. н.э. Экспозиция рассказывает о различных периодах жизни Пестума. Именно в музее можно полюбоваться прекрасной греческой керамикой, изделиями из бронзы и увидеть знаменитые образцы фресковой живописи.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: